Домой Обои Фото Кино Публикации Биография Ссылки Почта Гостевая Поиск
ПУБЛИКАЦИИ
Алексей Гуськов экранизировал «Палату № 6»

   Фильм «Рагин», новый продюсерский проект Алексея Гуськова, снят по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова «Палата № 6». Картина – первый опять совместного кинопроизводства России и Австрии. В ней заняты Александр Галибин, Агриппина Стеклова, Дмитрий Муляр, Зоя Буряк, Сергей Паршин, Виталий Хаев, Сергей Бехтерев и австрийский актёр Юлиан Вейнгенд. Сам продюсер сыграл главную роль – доктора уездной больницы Андрея Ефимовича Рагина. Фильм выходит в российский прокат 23 декабря.

- Алексей Геннадьевич, вы неоднократно говорили, что Чехов – ваш любимый писатель. Но почему решили экранизировать именно этот рассказ? Мы до сих пор пациенты палаты № 6?

- Я себе такой цели не ставил – обобщать. Само произведение и тема меня волнуют очень давно. В 1987 году появились Театральные творческие мастерские, где я играл Громова в спектакле «Двести вёрст от дороги», созданном по рассказу «Палата № 6». В 1982 году стал продюсером и получил возможность раз в три-четыре года складывать какие-то истории. Сейчас настало время для этой. Сделать это позже было бы гораздо сложнее. Роли надо исполнять в том возрасте, какой задал сам автор.
Чехов точно угадывал симптомы болезни русского социума и вкладывал в персонажи приметы этих духовных заболеваний. «Палата № 6» – очень знаковая для русской литературы история. Следуя Чехову, в фильме мы прежде всего хотели показать, что доктор Рагин – символ деградации воли и духа русской интеллигенции.
В 1904 году, буквально через месяц после смерти Антона Павловича, в Петербурге состоялся съезд российских психиатров. Профессор Никитин делал доклад о влиянии литературы на жизнь общества. Он отметил, что из российских писателей именно Чехов очень точно через характеры и поступки своих героев передавал приметы душевного состояния русской интеллигенции. И привёл пример доктора Рагина.

- Чехову это было не так уж и сложно. Он врач, и душевные страдания мог описать с профессиональной точки зрения. Вы учились в МВТУ им. Баумана. Техническое образование помогает заниматься продюсерством?

- Безусловно. Но я в первую очередь актёр, а потом продюсер. Меня увлекают какие-то произведения, персонажи. Роль Рагина – не из серии «хотелось бы сыграть», а размышления по поводу. Для меня и, уверен, для всех участников съёмок полтора года работы над картиной – мучительнейший и одновременно прекраснейший процесс. Это удивительная школа, которая дала возможность поразмышлять, пофантазировать, подвести определённый итог.
Что, собственно, такое сам рассказ «Палата № 6»? Описание больничного двора, биографии доктора и больного, несколько блистательных диалогов, поездка в Европу, привод в палату, смерть доктора – и всё. «Рагин» - достаточно вольная интерпретация рассказа, но это очень чеховский фильм. Всё, что придумано, имеет отношение к Антону Павловичу.
В картине остались чеховские персонажи и появились новые. Топтун – человек, ходящий в неведомые земли, не вырастающий мальчик, которому 40 с лишним лет, есть жена и двое детей. Мы населили палату разными людьми. Но их болезни нельзя назвать типично российскими, это общечеловеческие недуги. В нашей ленте речь идёт прежде всего о человеческих типах, но есть ещё и другая мысль – два разных пути медицины в начале ХХ века. Первый – обращение к человеку, второй – массовая медикаментизация. В фильме один доктор говорит другому: «Вас излишне волнуют причины болезни». Тот отвечает: «А как же, не зная причины, лечить?» – «Проще простого. Даёшь больному лекарство, если оно помогает, значит им и надо лечить».
К сожалению, наша страна пошла по второму пути. Всё поставлено на поток. Но каждый человек уникален. Наш персонаж, Топтун, нигде не бывал, но он странствует в своём воображении по разным землям, существует в своём, замкнутом пространстве. А надо ли возвращать его в реальность? Так уж она хороша, эта действительность? Может, лучше оставить его в покое?

- Может, и лучше. Но Рагин и так оставил всех в покое, правда, по другой причине. Кто для вас этот странный доктор?

- Человек, живущий не своей жизнью. И это очень русская черта. Рагин – человек, считающий, что жизнь гораздо интереснее где-то. И это для России весьма характерно. Мы очень долго искали для съёмок больницу. Нам нужны были не декорации, а настоящее здание того времени. Павел Пархоменко – художник, работавший с Алексеем Юрьевичем Германом, нашёл отделение земской больницы в Переславле-Залесском, которое не изменилось с 1904 года. Достроили флигель по описанию Чехова. На пятый съёмочный день, увлечённый блестящими диалогами, роскошными философскими хитросплетениями, находясь, как и всякий актёр, в магии слова, я надел на себя белый халат и пошёл сквозь толпу по больнице. И вдруг у меня родилась мысль: «Что же это за человек, который довёл своё хозяйство до такого состояния? Что это – атрофия воли?» Главный врач земской больницы – знающий, что у него воруют, кто, как, когда и сколько, но ничего не предпринимающий, чтобы это прекратить, знающий о том, что есть антисептика, открытия Коха, Пастера, но ничего не делающий для того, чтобы применять новые методы лечения в своей больнице. Оправдание для себя доктор находил в том, что он выше этой суеты сует. Но ведь выше ситуации можно быть только тогда, когда от тебя не зависят другие люди. Прелесть Чехова в том, что он ставит вопросы и не даёт ответов. Антон Павлович писатель, который заставляет нас всё время быть в диалоге.

- Каких зрителей вы ожидаете?

- Абсолютно разных. Наш фильм – не для высоколобых эстетов. Картина полностью сложилась. То, что мы задумывали, в меру сил и таланта выполнили. Картина смотрится легко – очень понятная история, чеховская, много эпизодов – не дидактичных, не объясняющих. Они сделаны по касательной. Фильм очень красив по форме. Могу похвастаться: в начале ноября в Париже прошла Неделя российского кино в центре «Эспас Пьер Карден», и после просмотра ленты «Рагин» великий французский кутюрье на протяжении получаса говорил мне о её интересном изобразительном решении. От человека с безупречным вкусом это очень высокая похвала.

- Почему над такой понятной историей работали три сценариста и режиссёра?

- Сценарий начал писать Михаил Угаров. Он драматург, очень талантливый, но сценарного опыта у него нет. Миша выдал текст страниц на двести. У него мозги устроены по-театральному, а это – кино. Если у нас по сюжету появляется медсестра, то она не должна исчезать на сорок листов. Какая-то линия должна быть. Поэтому мы пригласили на подмогу (по договорённости с Мишей) Дмитрия Зверькова. Он прописал диалоги, подсократил текст. Затем свою лепту внесла Ирина Ткаченко – профессиональный кинокритик. Так сценарий приобрёл окончательную форму. Серебренников – театральный режиссёр. С Кириллом мы прошли вместе весь съёмочный период, но потом настало время монтажа. Есть замечательный анекдот. Знаменитый театральный режиссёр пригласил на очень успешный спектакль кинорежиссёра. После первого акта последний собрался уходить. «Неужели тебе не понравилось?» – спросил театральный режиссёр. «Всё отлично. Я просто не могу полтора часа смотреть один общий план» _ ответил киношник. Драматургия в кино складывается иным образом. Так появился Бахтиёр Худойназаров, ставший креативным продюсером всего проекта. А потом австрийский режиссёр и видеодизайнер Керк фон Хефлин смонтировал фильм. Всё, что есть хорошего в картине, принадлежит творческому коллективу, все претензии принимаю на свой счёт.

- У фильма «Рагин» будет фестивальная судьба?

- Не знаю.

- В последнее время вы не служили ни в одном театре. А сейчас? Есть ли какие-то новые работы в кино?

- Сейчас я артист Московского художественного театра. В спектаклях пока не занят, но есть планы. Юрий Иванович Ерёмин собирается осуществить постановку по знаменитому рассказу Платонова «Семья Иванова». Даст Бог, всё срастётся.
Очень много работаю в кино. Скоро на Первом канале покажут сразу две премьеры. 20 декабря стартует четырёхсерийный сериал «Узкий мост». В этом фильме мою маму играет Инна Михайловна Чурикова. Я обожаю эту актрису, огромной ей спасибо за подарок – наше совместное творчество. Состав в сериале роскошный – Лия Ахеджакова, Александр Домогаров, Мария Шукшина, Лидия Вележева. Очень симпатичная история, которую написал Алексей Слаповский, - мелодрама с элементами комедии. Ещё одна премьера – картина режиссёра Джаника Файзиева «Турецкий гамбит». У меня небольшая роль, но в этом фильме очень хорошие актёры, материал и режиссёр.
В процессе съёмок картина Абая Карлыкова по книге Юлии Латыниной «Охота на Изюбря». Это 12-серийный фильм – такая мужская брутальная история. У Бахтиёра Худойназарова снимаюсь в «Танкере «Танго». Это полнометражный фильм, но режиссёр планирует сделать четырёхсерийную телевизионную версию. В первый раз после «Таёжного романа» форму надел. Правда, здесь она у меня военно-морская.
Сессия грядёт, так что буду рваться между съёмочной площадкой и школой-студией МХТ, где я преподаю актёрское мастерство. Работы много, она интересная, и слава Богу. Хочу пожелать всем, чтобы в будущем году свершались планы, затевались интересные дела. Надо, как писал Лев Николаевич Толстой, «полюблять жизнь». Она ведь такая короткая. Давайте её полюблять.

© Лариса КУКУШКИНА


вернуться к публикациям ]
©2002,Студия Web-дизайна ГлаSир

Ссылки на комерчиские сайты:

Сайт управляется системой uCoz