Домой Обои Фото Кино Публикации Биография Ссылки Почта Гостевая Поиск
ПУБЛИКАЦИИ
Алексей Гуськов: Хорошо, что женщины нас обманывают

   «Боялся, что на Украине повторится сценарий 93-го года»

– Как вы считаете, на самом деле вся Россия – это палата №6? Вот и вы снова закурили и объясняете это нервами…

– Никто ведь не доказал, что курение вредно или полезно – исследования проводятся до бесконечности. Пока мне это доставляет удовольствие, которых в жизни очень мало. Как только перестанет приносить удовольствие – брошу. А что касается России и палаты номер шесть, то этот расхожий миф не имеет никакого отношения к Чехову. Просто мы существуем в постсоветском пространстве, в неких мифологемах, а мифы нового времени еще не сложены. Поэтому, если человека спросить о новой жизни, он обязательно скажет: «О, сумасшедший дом!» Хотя, конечно, классика на то и классика, чтобы в частном порядке отображать общее…
Вот сейчас, например, меня очень волнует то, что происходит на Украине: в Киеве могила отца, 10 лет моего детства, средняя школа, много друзей – боялся, что у них может повториться российский сценарий 93-го года, когда стреляли по Белому дому. Помню безобразное ощущение толпы. Я в то время читал «Красное колесо» Солженицына, понимал, как делается революция – «можно кинуть камнем в витрину. Смешно? Смешно! А можно перевернуть машину. А можно мента ударить! А он не ответил. О класс!». Все равно бунт и кровь бессмысленны. Мне Богдан Ступка рассказал как-то анекдот: «Сидим в засаде я и кум. У кума граната. Едет телега – москаль. Кум берет гранату, дергает за чеку и идет с нами в бессмертие. Я закрываю очи. Ба-бах! Открываю: нас двое – я и москаль в телеге. Кум в бессмертии». Вот это бессмертие – оно никому не нужно. «Я не смотрю свои картины»

– Вы и продюсер фильма, и исполнитель главной роли. Воспользовались служебным положением?

– Конечно, потому что меня этот материал волновал очень давно. Вот как мы делали в 1997 году мультсериал «Незнайка»: у всех дети порождались. А какие мультфильмы крутили в то время на телевидении? Это сейчас «Дисней» еще более или менее, а тогда была японская лимитированная мультипликация за три копейки, без сюжета. Помните ниндзя-черепашек, которые ходили двумя движениями? У них одна проблема – кто-то кого-то завалил. Для ребенка там нет ни истории, ни персонажей, которым он мог бы сопереживать. И таким вот образом сложился «Незнайка». И «Рагин» – это идея, с которой я существовал много лет. На вопрос, насколько доволен результатом, ответить трудно: я не смотрю свои картины.

– Вообще?!

– Осмеливаюсь только через год-полтора. Очень трудно оценить фильм, пока находишься внутри него. Только спустя какое-то время успокаиваешься и понимаешь, насколько он оказался востребован временем и обществом.

– А как же премьерный показ?

– Я пойду на премьеру, но на время показа из зала выйду, буду подглядывать и подслушивать за зрителями: так ли понимают фильм и там ли смеются? В картине ведь очень много юмора.

– А говорят, что это тяжелый и очень депрессивный фильм.

– «Рагин» начинается с достаточно забавного эпизода, но он по-разному действует на людей. Мне, например, действительно смешно, но, может, потому, что я знаю этот анекдот, который ходит среди психиатров: «К известному психиатру привели женщину, уверенную, что у нее в животе жаба. Врач выписал ей слабительное и подложил в ночной горшок живую жабу. Сказал: «Теперь ты свободна». Наш фильм открывается пародией на этот анекдот. У некоторых зрителей он вызывает шок, а фильм кажется депрессивным. Но это Чехов, ребята, – он очень скептически смотрел на жизнь.

– Ваша продюсерская студия выпустила мультфильм «Носки большого города». Это случаем не наш ответ Чемберлену? Я имею в виду сериал «Секс в большом городе».

– Не-ет! Вы цепляетесь за этот сериал, а я за «Огни большого города» Чаплина. И в этом мультфильме есть совершенно четкий намек на «Огни» – такой парапетик на набережной. Это история о том, как носки потерялись в городе и один ищет другой. Но там у меня самый любимый момент, когда один носок решил застрелиться. Он очень долго пытается дотянуться носочком до курка, накинувшись на ствол. В конце концов раздается оглушительный взрыв и… мы видим только дырочку. Потом бабушка его штопает.

– Почему его не крутят по ТВ?

– Это авторская мультипликация, а отношение к ней у руководителей каналов достаточно странное. Они не могут втиснуть ее в формат. Я обсуждаю периодически эту тему с руководством «Первого канала». Они говорят: «Мы любим мультипликацию. Но как воткнуть в сетку, не знаем». Хотя сейчас меня больше интересуют телевизионные истории и художественное кино.

«Мастера и Маргариту» боюсь

– Вас ведь можно назвать пионером отечественного телевизионного «мыла»?

– Абсолютно точно.

– Почему же после «Горячева» вас долго не было видно?

– Ну что вы, я продолжал сниматься – в основном в пулялках. Тогда, в середине 90-х, кино благополучно загибалось, поэтому предлагали однотипные роли.

– Вы согласны с тем, что тогда снимались никому по большому счету не нужные фильмы?

– Не знаю, не знаю. И «Золотое дно», и «Бездну» последнее время часто показывают.

– Просто когда вижу в программе фильмы Кокшенова, недоумеваю: на кого они вообще рассчитаны?

– Тогда очень много появилось людей, которые пытались что-то делать, не владея ремеслом. Но представьте, если бы все были одинаково талантливы… Вот мы с вами сидим в этом кафе и пьем вкусный чай. Об этом кафе знают мало людей, но здесь всегда есть публика, она определенного качества, которая приходит сюда за приятным общением, качественным обслуживанием. И есть «Макдоналдс», раскрученный до бесконечности, в который тоже ходят люди, но очень массово. Но я туда не пойду и есть их еду не буду. Поэтому хочешь смотреть бразильские сериалы – смотри, никто не запрещает.
Хочешь смотреть Тарковского – наслаждайся! Хотя сейчас гораздо легче стать шоколадным зайцем, чем достичь высот актерского ремесла, которые были у Борисова, Ефремова, Евстигнеева. Что касается меня, то, надеюсь, вы увидите достаточно достойные работы с моим участием: «Узкий мост» – это пока рабочее название, «Танкер «Танго», двенадцать серий «Охоты на изюбра». Может, их и не будут смотреть взахлеб, как латиноамериканские сериалы, но мы к этому и не стремимся.

– Все-таки – сериалы?

– Если хорошая история – почему нет? Я сам иногда с удовольствием, если нравится сюжет и позволяет время, усаживаюсь перед телевизором и смотрю некоторые сериалы. Например, в «Штрафбате» были роскошные актерские работы.

– Да я, в общем, тоже ничего против сериалов не имею. Но меня коробит, когда режиссер дешевого «мыла» утверждает, что снял качественное художественное кино. Я так думаю: есть «17 мгновений весны», «Граница», «Идиот», еще пара-тройка, а есть все остальное. Надеюсь не обмануться в Бортко и его «Мастере и Маргарите».

– Да, мне тоже интересно. Хотя я боюсь этого произведения и не согласился бы там работать. Есть какие-то запретные для меня вещи, и чертовщину вокруг себя раскручивать не хочется. «Не хочу, чтобы сыновья служили в армии»

– Кстати, о «Границе» – вы были весьма убедительны в роли военного…

– Просто есть такое понятие: идет актеру роль или нет. А Александр Наумович Митта – очень хитрый человек, в хорошем смысле этого слова. Он снял качественное индийское кино: мужчины при оружии, пространство замкнутое, женщины при любви, хозяйстве. Там же больше ничего нет. А Митта сказал, что мы будем мотивировать каждый поступок моего героя Никиты, чтобы он был понятен. И только тогда можем спорить, прав он или нет.

– Но я хотел спросить о другом. Вы ведь и сами из семьи военного и вдруг – не служили. Откосили?

– Нет, что вы! Я совершенно спокойно получил белый билет по зрению. Хотя в армию сам никогда не стремился.

– Своих сыновей благословите на службу?

– Надеюсь, они поступят в институт. Не буду лукавить: не хочу, чтобы они попали в нашу армию, потому что это абсолютно потерянные для жизни два года. Особенно в возрасте, когда мозги еще не слипшиеся и надо учиться и воспринимать мир. Армия должна быть на контрактной основе, а у человека – призвание защищать Родину. Он должен в эти слова верить. А когда тебя загоняют туда насильно, ничего хорошего не выходит. Мало наших печальных солдатиков, на которых без слез смотреть нельзя, сшибают у прохожих деньги и бегут толпами из частей? Да и серьезных конфликтов, чтобы задействовать всю армию сразу, уже не будет. Мы ядерная держава, кто нас тронет? Пока существует черный чемоданчик – кому мы нужны?

– Старший сын Вова уже определился с профессиональным будущим?

– По крайней мере, ходит на курсы в Школу-студию МХАТ.

– Лановой и Купченко однажды признались, что сознательно отказывали своим детям в контрамарках, чтобы они не заболели актерством...

– Я уважаю выбор своих детей, как уважала мой выбор моя мама. Я рано остался без отца, а тогда, знаете, очень популярна была профессия военного – государственное довольствие и так далее. Но я мог выбирать то, что хотел. И очень благодарен маме за то, что она дала мне возможность учиться 8 лет, а не 5–6, как обычно, – в МВТУ имени Баумана и Школе-студии МХАТ. Я, конечно, подрабатывал, но все равно сидел у нее на шее.

– Ваша мама живет в Киеве?

– Нет, шесть лет назад я перевез ее в Москву. Первое время ей было трудно. Но моя мама молодец – в таком возрасте подняться, оставить насиженное место... Она очень нам помогает с детьми. Я Лиде говорю: «Ты ведь живешь со мной таким, каким воспитала моя мама. Поэтому хуже не будет, если она займется воспитанием своих внуков».

– Говорят, две женщины никогда не уживутся на одной кухне.

– Мы живем в разных квартирах.

– Решили-таки свой квартирный вопрос? Вы ведь долго жили в хрущевке.

– Там и живем, хотя полтора года назад купили квартиру. Но она стояла пустая, руки все до нее не доходили. Месяца два назад только начали заниматься планировкой, думаю, к лету отстроимся и переедем. Почему так долго? Просто квартира для нашей семьи – это несколько вторичная история. Мы не рабы вещей.

– Вы с Лидией Вележевой не только муж с женой, коллеги по работе, но и однопартийцы. Не расскажете, каким ветром вас занесло в «Единую Россию»?

– Я не такой активный участник, как Лида. Но я вам так скажу: это был сознательный шаг во время предвыборной кампании. Чтобы мне никто больше не звонил ни от партии Жириновского, ни от очень уважаемого мной Григория Алексеевича Явлинского… Я реально понимаю, что за каждым кланом, группой, и это показали выборы, стоят олигархические деньги. И поэтому выбрал государство. Может, ошибся. Время покажет.

– То есть из всех зол выбрали наименьшее?

– Я не считаю это злом. Просто таким образом был определен мой выбор и выбор моей семьи.

– Все-таки это была ваша инициатива или предложение?

– Конечно, предложение. Хотя меня никто туда, разумеется, не гнал. Я человек достаточно аполитичный… Ведь политика – это дело толпы. А когда больше четырех человек начинают одновременно говорить, образуется хаос и конструктивного разговора не получается. Политик же – тот человек, который умеет управлять на уровне хаоса. Ко мне это никакого отношения не имеет.

«Новый год проведу с семьей»

– Вы на самом деле в молодости устраивали чес по детским садам в образе Деда Мороза?

– Так все это делали! Когда был студентом, подрабатывал, конечно.

– Много набегало?

– Разные расценки были: полтора рубля, если не ошибаюсь, стоила детская группа, 2–3 рубля – старшая, потому что с ней было сложнее, ведь они уже не верят в Деда Мороза. Один такой мальчик ходил за мной. А я никак не мог понять, почему мне все время больно. А он иголкой меня колет: «Ты не настоящий!» Я ему сначала угрожал: «Заморожу! Заморожу!» Он: «Так ты ненастоящий!» Тогда я шепотом говорю ему: «Я щас тебя посохом ударю!» И смех и грех.

– Этот Новый год где решили провести?

– Никуда не поеду, потому что весь год был разъездной. В октябре существовал между Тагилом, Севастополем, Москвой и Парижем. В декабре – между Севастополем и Москвой. К тому же у моего курса экзаменационная сессия. Останусь дома, с семьей.

– Вы однажды сказали, что на женщину нужно смотреть, когда она выходит из бани. Это по-прежнему актуально?

– (Хохочет.) Конечно! Женщины ведь нас обманывают, заставляя держаться в тонусе – и хорошо! Они же охотницы по определению, улучшают породу и код, как в стае, поэтому всегда выбирают и, думаю, на инстинктивном уровне – это не сознательный холодный расчет, хотя всяко бывает, – более сильного и удачливого. И используют для превращения себя в диву разные ухищрения, боевую раскраску. А что там под ней… Поэтому, если хочешь увидеть подлинное лицо женщины – встречай ее, когда она выходит из парилки.

– Это чтобы не заснуть с одной женщиной, а проснуться – с другой?

– Есть еще одна хорошая поговорка: «Спать есть с кем. Просыпаться не с кем». Правда, здорово?

© Сергей ПУСТОВОЙТОВ


вернуться к публикациям ]
©2002,Студия Web-дизайна ГлаSир

Ссылки на комерчиские сайты:

Сайт управляется системой uCoz