Домой Обои Фото Кино Публикации Биография Ссылки Почта Гостевая Поиск
ПУБЛИКАЦИИ
Алексей ГУСЬКОВ: «За своих героев я не краснею»

    Популярный актер театра и кино Алексей Гуськов в особом представлении не нуждается. И все же уместно напомнить факты его биографии и творческого пути. Родился Алексей Геннадьевич 20 мая 1958 года в городе Бжек (Польша) в семье военного. В Киеве окончил школу, перебрался в Москву и после вступительных экзаменов был зачислен в МВТУ имени Баумана. Но через некоторое время круто изменил судьбу, поступив в школу-студию МХАТ.

    В разные годы работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, в театре на Малой Бронной, в театре «Детектив» Василия Ливанова.

    Лауреат Государственной премии РСФСР, заслуженный артист России Алексей Гуськов снялся во многих фильмах и сериалах. Среди них: «Личное дело судьи Ивановой», «Плюмбум, или Опасная игра», «Волкодав», «Классик», «Таежный роман», «Мусорщик», «Раскаленная суббота», «Граница. Таежный роман».

    В прошедшую субботу по приглашению учреждения культуры «Новосибирсккиновидеопрокат» актер впервые приехал в наш город, чтобы представить в рамках набирающего силу областного кинофестиваля «Встретимся в кино» новую ленту «Раскаленная суббота». Он сыграл террориста, захватившего в заложники семью своих старых друзей. Как отмечает критика, Алексей Гуськов подтверждает репутацию лучшего «злодея» российского кино, но теперь он еще обаятельнее, чем в «Границе».

    В тот же день состоялась творческая встреча в Доме культуры «Академия», где прошел премьерный показ фильма «Вовочка» с участием Алексея Гуськова. На состоявшейся пресс-конференции гость города обстоятельно и охотно рассказал не только о своем творчестве, но и о проблемах отечественного кинематографа.

    — В России кино только возрождается. И нужно сказать большое спасибо прокатчикам. Если бы не их титанические усилия, мы бы давно забыли про отечественное кино, — говорит актер. — И ситуация у нас была бы такая, как в Японии, ведущей державе, где своего кинематографа, увы, не существует. Кинопроизводство отдали в частные руки, государство его не поддерживает. Нет также понятия «итальянское кино», «немецкое кино».

    Больше повезло французскому кинематографу, относительно которого государство на протяжении пятнадцати лет методично выстраивало программу квотирования американской продукции. В стране, кстати, введен единый кинобилет, из стоимости которого на поддержку отечественной кинопродукции в разные годы отчислялось от 12 до 20 процентов. Удивляться, что французское кино процветает и стоит на втором месте в мире, не приходится.

    — Вы были продюсером нескольких картин. Как относитесь к этой ноше?

    — Я от своего продюсерства открещиваюсь, потому что дело это неблагодарное. У нас слово «продюсер» в каком-то смысле даже ругательное. Есть расхожее мнение, что продюсер в России — это, мягко говоря, человек со странностями, подвижник, который годами бегает, занимает деньги на будущий фильм у друзей и знакомых. Меценатством у нас еще не пахнет...

    За многое можно ругать Америку. Но это солидарная нация. Через месяц после трагедии в Нью-Йорке там проходила неделя российского кино. Я был на пепелище. Зрелище ужасное...

    Заметил, что к Манхэттену часто подъезжали автобусы. Из них выходили туристы. В руках они держали американские флажки. После взрывов, естественно, поток гостей иссяк. Пострадала индустрия туризма и сервиса. Огромный город живет в основном за счет туристов. Сотни авиарейсов совершаются ежедневно из Нью-Йорка. И тогда в небольших городах стали собирать деньги и отправлять группы от 30 до 50 человек на два-три дня. Люди жили в гостиницах, ходили по ресторанам, тратили деньги. Это трогало...

    — Как вы относитесь к фильму «Раскаленная суббота»?

    — Мне не стыдно за своего героя. Хотя критика может в чем-то упрекнуть создателей фильма. Согласен, что эту ленту нужно было раньше выпустить. Было бы справедливо! А сейчас картина, события которой развиваются в середине девяностых годов, немножко не ко времени. Все так быстро меняется.

    Алексей Гуськов признался, что любит картину «Мусорщик» режиссера Г. Шенгелия, в которой он снялся. «Мы не задаем в картине вопросы: как, когда и почему? И не поучаем героев. Достаточно скучно было бы говорить, что надо жить правильно, хорошо, не предавать. Мы оставляем финал открытым. Зритель сам должен делать нравственный выбор».

    — Иногда слышу упреки в адрес «Мусорщика». Не так, мол, назвали, не все понятно, не понравилось. Как говорится, на вкус и цвет... На телевидении картина имела немалый успех, по рейтингу она чуть уступала фавориту — ленте «Особенности национальной охоты». А в Венеции «Мусорщик» получил Гран-при. А что касается критики... Искусство прекрасно тем, что оно субъективно.

    — Вашей востребованности в кино можно поразиться. То злодея играете, то добропорядочного семьянина. И везде зритель отдает вам должное...

    — Не люблю заглядывать в будущее, афишировать новые проекты, но скажу, что недавно закончились съемки картины «В мечтах забудь свою тревогу». Сюжет ее незамысловатый. Надеюсь, что в лучшем варианте получится лирическая комедия по типу «Осеннего марафона». В худшем — мелодрама. Трудно делать прогнозы. Не знаю, будут ли зрители выламывать дверь в кинотеатре, но уверен, что на телевидении лента будет иметь успех.

    Речь в фильме идет о среднестатистическом российском гражданине. Играю сорокалетнего филолога, специалиста по Достоевскому. Человека интеллигентнейшего. У него есть теща, которая смотрит телевизор «Рубин» с биноклем. Она недовольна своим зятем, тем, что он специалист по «Идиоту». Сидит у телевизора и думает: «Может быть, он и сам идиот!».

    Нужны нам такие люди или нет? Думаю, что без них не существовала бы нация.

    Не скрою, меня часто приглашают сняться в той или иной картине. С ответом не спешу, размышляю, анализирую. Интересен ли сценарий? Выигрышна ли роль? Найдем ли общий язык с режиссером? Но не только эти вопросы мучают. Не повторюсь ли я, снова и снова играя злодея или чудака?

    Мне ближе картины про обычных людей. Привлекает чеховская интонация. Люди сидят за столом и обедают, а в это время чьи-то судьбы свершаются. В любом возрасте мы ищем ощущение свежести восприятия.

    Перед отъездом на ОРТ был подписан договор на экранизацию романа-бестселлера Юлии Латыниной «Охота на изюбра». Предприимчивые управленцы в 1994 году захватывают металлургический завод, приватизируют и кормятся от него. Десятки тысяч человек со временем оказываются на улице. Интрига в том, что команда эта распадается... Думаю, что через год выйдет фильм «Три солнца». Лента рассчитана на зрительскую аудиторию от восьми до четырнадцати лет. Героиня, девочка, которая мечтает превратиться в мальчишку и стать матросом, по воле сценария попадает в гости к якутам. А у них в это время праздник трех солнц — посвящение в охотники.

    — Судя по всему, телевидение вас любит и ценит...

    — Взаимно! Когда летел из Москвы в Новосибирск, разговорились с соседом, ученым из Академгородка, о проблемах поколений. Мы окончили театральный институт в 1983 году. В театрах мы были заведомо не нужны, потому что незадолго до этого спустили разнарядку: контрактная система, сокращение штатов и так далее. Нам говорят: куда вы лезете, своих девать некуда! С нашего курса, кроме меня, только два парня удачно устроились. Про остальных — ни слуху, ни духу. Девчонок в расчет не беру — выскочили замуж.

    Гораздо лучше судьба была у тех, кто окончил институт лет через пять-восемь. А мы первых ролей годами ждали.

    Поэтому я благодарен телевидению за востребованность. С удовольствием отработал на втором канале. Скоро выйдет сериал с ужасным названием «Дневник убийцы», но я к этому не имею никакого отношения (смеется). Я там самый «старый» актер. Режиссеру Кириллу Серебренникову — 33 года. Актерам и того меньше — по 25—30 лет. Новые лица. Я с огромным удовольствием ввинчивался к ним. А они ходят мимо меня и с нескрываемой иронией говорят: «Актер — профессия не возрастная».

    Глядя на них, вспоминаю слова моего учителя по МХАТу Евгения Александровича Евстигнеева. Он часто повторял: «Не надо играть для девятисот человек. Надо играть для девяти, они в зале есть. А остальные пусть подтягиваются». Следую этому принципу!

© Андрей НЕСТЕРЁНОК
вернуться к публикациям ]
©2002,Студия Web-дизайна ГлаSир

Ссылки на комерчиские сайты:

Сайт управляется системой uCoz