Домой Обои Фото Кино Публикации Биография Ссылки Почта Гостевая Поиск
ПУБЛИКАЦИИ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ОБАЯНИЕМ

АЛЕКСЕЯ Гуськова зрители знают по фильмам "Классик", "Волкодав", "Мусорщик". Но то, что называется всеобщим признанием, пришло к нему после сериала "Граница. Таежный роман" и его киноверсии, где актер замечательно сыграл Никиту Голощекина.

Скоро мы увидим Гуськова в новой картине Александра Митты "Раскаленная суббота". Сейчас актер снимается в фильме для семейного просмотра "Вовочка" - это добрая история о 12-летнем мальчике (13 лет старшему сыну Алексея). Но мы решили поговорить с Алексеем Геннадьевичем не о его новых работах...

- Некоторые говорят, что сериалы - жанр, недостойный ни настоящих актеров, ни уважающих себя зрителей...

- Существуют бюджеты "мыльного" сериала, прайм-тайм сериала, художественного, детского. И их нельзя сравнивать, как нельзя сравнивать "Сибирского цирюльника" и серию из "Простых истин", это разная зрительская адресность. Сериалы - своеобразная актерская школа, когда работаешь с листа, в "мыле", должен суметь сразу войти в роль. Это своеобразный актерский тренинг. Маленькая роль, большая, но ты должен вкладывать в нее свою душу и сердце, чтобы зритель сопереживал твоему персонажу... У Юрия Беленького я снимался в одном из первых российских сериалов "Горячев и другие", помню, только ленивый его не попрекнул: "Мы, нация Пушкина и Достоевского, а чем занимаемся!" Прошло время - много появилось лучше "Горячева", но были, конечно, и откровенные неудачи. Как-то один мною уважаемый критик сказал: "Как, ты такого диапазона актер, а снялся в сериале "Простые истины". Я сначала засмущался, стал оправдываться, что снялся только в пилотных сериях, но потом все же нашелся: "А как же ты, такого уровня критик, смотришь то, что должны смотреть двенадцатилетние дети?" Нельзя наклеивать ярлыки и говорить о том, что работа в сериалах - это недостойное занятие для настоящего актера: каждый продукт имеет своего зрителя и поэтому не может быть никаких сравнений.

- Ваших героев трудно классифицировать: то ли отрицательные с положительным обаянием, то ли наоборот...

- Просто играть негативный характер как таковой или только какую-то отдельную черту личности - неинтересно. В течение жизни человек совершает и хорошие, и плохие поступки, поэтому я стремлюсь создать именно полноценный образ героя, который в разных своих поступках вызывает у зрителей абсолютно разные чувства...

- Вы далеко не первый год в кинематографе, но настоящая слава пришла все-таки после "Границы. Таежный роман"...

- Я благодарен тем людям, с которыми создавался, сейчас можно говорить смело, культовый сериал. На мой взгляд, если раз в пять или десять лет актеру достается счастье дотронуться до интересного материала, до роли, которая ему "идет" - это чудесно.

- Никита Голощекин из "Границы" напоминает героев Достоевского: некая смесь Мити Карамазова и Рогожина. Алексей Гуськов в жизни - его полная противоположность?

- Да, я вспоминал, когда работал над "Границей", мятущихся героев Достоевского, которые полностью отдаются страстям: любви, ненависти. В искусстве обычно все чувства, эмоции более сконцентрированны, чем в жизни. Насколько мне это близко? Как, наверное, каждому человеку, ведь мы переживаем те же страсти, правда, в меньшем градусе. А то, что зритель смотрит на Голощекина, сопереживает ему, в чем-то не любит, осуждает, спорит с ним, является подтверждением: бремя страстей присуще не только героям литературы и кино. В моем багаже есть работы в картинах, любимых зрителем, но "Таежный роман" - локомотив, который сносит все, поэтому и отношение' к нему неоднозначное. Однажды даже некто, явно не поклонник "Границы", в порыве негодования порвал мою фотографию, когда ему ее принесли. То есть те же страсти...

- А вы сочувствуете своему герою?

- Да, конечно: он находится прежде всего в страдательном залоге. Когда меня припирают в угол, утверждая, что Голощекин - полностью негативный тип, отвечаю: а герой Марата Башарова, который уводит жену лучшего друга и объясниться с ним по-настоящему-то не может? А герой Миши Ефремова, который проиграл в карты все: и жену, и семью? То есть в сериале, как в жизни, трудно делить на "белое" и "черное". Здесь проявляется мастерство Александра Митты, который всегда снимал зрительское кино о несчастье, счастье, любви, о всем том, что есть в нашей жизни...

- Сериал снимали в Калужской области, в Шайковке, в военном городке. Как к съемочной группе относились его жители?

- Нас очень тепло принимали. Именно там в знак благодарности мы провели премьеру. Сериал снимался в сжатые сроки, работали по 12 часов в день, но осталось ощущение большого, хорошего труда. Конечно, случались и забавные ситуации: когда в кадре должны были прыгать лягушки, бегать ящерицы, с дрессировкой этих зверюшек возникали проблемы. Не зная, как назвать профессию человека, который бы заставил лягушку прыгнуть в нужном направлении и в определенное время, Александр Наумович Митта уже на каком-то двадцатом дубле, отчаявшись, воскликнул: "Да сделайте что-нибудь! Где дрессировщик? Где в конце концов кинолог с лягушками?!"

- Вы, как и многие актеры и режиссеры, разрушаете стереотип, что творческий человек не может быть деловым. Я имею в виду вашу продюсерскую деятельность.

- Это очень интересная сторона профессии, дающая возможность участия во всех процессах, касающихся создания фильма: от написания сценария до печати копий картины. И воспринимаешь это острее. Забирает ли продюсерство что-то из моего творчества? Результат вы видите на экране. Другое дело, что занимает время, но это уже данность. Каждый раз после очередного фильма говорю себе: "Все, этим больше не занимаюсь". Однако люди, которые со мной работали, которые мне доверяли, смотрят вопросительно: "Что мы будем делать дальше?"... За мной стоит достаточно большой коллектив "Фабрики анимационных фильмов", потому, втягиваясь, опять ругаю себя за то, что втянулся.

Гордость нашей студии - мультфильм "Незнайка на Луне", снятый по одноименной книге Носова. Уже несколько поколений воспитывалось на ней: ее читали и моя мама, я, мои дети... Долгое время в России таких масштабных проектов, как "Незнайка", не создавалось: мы не только сделали мультфильм, но и выпустили товары, а также регулярно проводим детские праздники под названием "Незнайка собирает друзей".

- Идею сделать мультфильм подсказали ваши дети?

- Наверное, можно сказать и так. Когда у меня родился сынок и он стал подрастать, я заметил, что наши экраны заполонили черепашки-ниндзя и их "коллеги": непонятно двигающиеся в бессмысленно бесконечных историях, напоминающих жвачку. У нас богатейшие культурные традиции, и мне непонятно, почему мы смотрим продукцию Диснея (замечательную, ничего не могу сказать), а сами ничего не делаем. Надеюсь, что через года полтора-два максимум выпустим полнометражный мультфильм "Три солнца". Мне бы очень хотелось, чтобы наша студия выпускала фильмы для семейного просмотра.

- Когда к вам пришло ощущение, что мультфильм, кинофильм и так далее - на рынке обычный "продукт"?

- Сразу, как только взял большие деньги и стал делать картину, а мне задали вопрос, как они будут возвращаться и в какие сроки. Только кино - это "трудный" товар, ведь деньги могут возвращаться с трудом, а могут вообще не вернуться... - А это нормально, что искусство стало товаром?

- Не скажу, что это мне нравится, но других законов у нас сейчас нет. А время выбирать мне не приходится. Остается одно - стараться жить достойно, по правилам.

Оксана Головко. // Российская газета (Москва).- 01.02.2002.- 020.- C.14
вернуться к публикациям ]
©2002,Студия Web-дизайна ГлаSир

Ссылки на комерчиские сайты:

Сайт управляется системой uCoz