Домой Обои Фото Кино Публикации Биография Ссылки Почта Гостевая Поиск
ПУБЛИКАЦИИ
АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ: Я ПЕРЕГРЫЗ ВОЛКУ ГОРЛО

Актеру Алексею Гуськову просто памятник поставил сериал "Граница", который только что прошел по ОРТ. О страстных таежных романах на границе, где все мужчины в военной форме, и она им очень идет, а женщины все сплошь женственны, и это им тоже очень идет. Гуськов и продюсер фильма, и играет в нем главную роль - капитана Никиту Голощекина, жена которого влюбилась в его друга. Слова у артиста теперь повсеместная, но относится он к ней как-то странно, скорее, удивляется. В этом плане он совсем не похож на артиста.

- Леша, скажи честно, как мужчине приходит в голову стать артистом?

- Это намек на то, что профессия актера не мужская?

- Особенно актрисы так считают.

- Ну, наверное, я в таком понятии и не актер. Просто мне по молодости хотелось восполнить то, чего мне не хватало в обыденности.

- А что было в обыденности?

- Семья военных. Ты же сама - дочка военного? Считай, родился везде.

- Но в паспорте-то что написано?

- Польша, город Бжек. Опольское воеводство Польской Народной Республики. Западная группа войск.

- А отец кто?

- Летчик. Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей. Я тогда только в первый класс пошел. Военный городок -это отдельная территория. У нас понятия были "о доблестях, о подвигах, о славе". В военных городках мальчики воспитываются по-мужски, девочки по-женски. А авиация вообще отдельная тема в армии. Я рос среди настоящих мужчин.

- Первое образование у тебя, я знаю, техническое?

- МВТУ имени Баумана. В мое время это было интересно -ах, космос, ах, ракеты! Четыре с половиной года проучился, почти дошел до диплома. Спасибо моей маме. Она мне позволила, как Пете Трофимову, учиться в двух институтах - еще во МХАТе. МХАТ мне всегда нравился. Вахтанговское училище для меня было слишком легким. Там по коридорам бегали такие все геройчики, все такие черненькие - я понял, что не вписываюсь в поворот этого училища. Я был скорее социальным героем. Моим дипломным спектаклем был "На дне", я играл Сатина. До сих пор помню эту роль, спектакль ставил Евгений Александрович Евстигнеев, он у нас преподавал. И я достаточно легко поступил во МХАТ. Я вечером учил стихи, а утром приходил и их читал.

- Такая память?

- Это отдельная тема. С памятью вообще хорошо. Я и когда в технический поступал, все запоминал - страница 215, формула третья снизу. Зеркальная память. Я и сейчас очень легко учу текст.

- Ты поздно стал сниматься в кино?

- Я считаю, поздно - в 30 лет. Я все работы свои люблю, ни от одной не откажусь. Тем более что их не так уж много. "Волкодав" я очень люблю. Там все совпало -и сценарий Виталия Москаленко, и режиссура Михаила Туманишвили, и мои желания. В видеопрокате как-то увидел аннотацию на этот фильм: "Очень неплохой совковый боевик". Потом был фильм Володи Басова "Бездна. Круг седьмой", сериал "Горячев и другие". Ну и "Классик", конечно же, Гоши Шегелия. Он очень режиссер актерский, нежный, трогательный. Я Гоше вообще благодарен - он меня вернул в профессию, потому что, честно говоря, года четыре назад я уже хотел с актерской профессией завершить.

- Почему?

- Ничего не произошло. Мне просто стало неинтересно. Я перестал этим заниматься.

- А что делал?

- Занимался своей студией, сделал большой проект как продюсер "Незнайка на Луне" - это первый российский мультсериал. Начал его с нуля, а это проект с большими инвестициями, проект-миллионник. Все было по-взрослому. Я понял, что такое продюсер, на самом себе. Что такое ответственность за деньги. А это не игра в чемоданчик с деньгами, которые ты расписал на всех, и с тебя этот чемоданчик никто не спрашивает назад.

-А как же прелести актерской профессии - все эти цветы, аплодисменты, автографы?

- Это все пустота и суета. Я не амбициозен. У меня нет своего агента, я не собираю свои фотографии в папочку и не рассматриваю их по вечерам. В этом смысле я не актер.

- У тебя много отрицательных героев. Даже в "Границе" твой Никита Голощекин, мягко говоря, не положителен.

- А тот, кого играет Марат Башаров в "Границе"? Человек, который спит с женой друга и называет его другом, - он положительный персонаж? Или мы можем его оправдать, потому что он любит ее? А мой герой разве не любит свою жену? А герой Миши Ефремова - человек, вызывающий светлые чувства у массы населения, но ведь он пропил все! А потом проиграл все, и даже жену проиграл. Он отрицательный или положительный?

- Снимаю свой вопрос.

- Наверное, я просто попадаю в зону страстей, а страсть не имеет знака "плюс".

- В "Границе" много от тебя?

- Вопрос на засыпку. В отличие от своего героя наркотиками я не торгую, Родину не предавал, жену не убивал. У меня трое детей, я их очень люблю. Я человек долгов и обязанностей.

- Ты сейчас, как я понимаю, обеспеченный человек - у тебя своя фирма, ездишь на иномарке.

- Появляются деньги, я позволяю отдать своих сыновей в платную школу. Пока их не было, у меня старший ходил в обычную. Но как только я их отдал в платную, деньги кончились. Надо зарабатывать дальше. Так что какой приход, такой и расход. Я деньги не коплю, я их трачу.

- Актерская профессия сейчас кормит?

- Актерская - нет, а профессия актера и продюсера - да.

- Леша, ты относишься к совсем крошечному отряду артистов, которые вообще не пьют и не курят. С тобой в отряде еще Николай Еременко, и, пожалуй, все. Я имею в виду тотальный отказ. Как ты дошел до такого?

- Да, "мало нас осталось в строю в трезвом уме и в светлой памяти"... Очень трудно иметь дело с пьющими людьми. Правда, это не умаляет достоинства и таланта человека.

- А как ты все так бросил?

-Да я и не бросал. Я, наверное, просто все выпил свое. И выкурил. Я же по две пачки курил. Было удовольствие, был комфорт. А потом комфорт исчез и пропало удовольствие. Лет пять я уже не пью и не курю. Знаешь, у Чехова в "Чайке" Сорин говорит Дорну: "Давай выпьем, поговорим". Дорн говорит: "Нет, давай вначале поговорим, а потом выпьем". - "Ну почему?" - "Потому что, если ты выпьешь, ты будешь не ты, а ты плюс кто-то". Так вот, мне состояние "самого себя" понравилось.

- Чем ты это заменил?

- Я стал заниматься борьбой. Я вообще люблю все, что связано с правилами игры. С тем, где есть правила. Потому что жизнь такая, что чем дальше, тем больше никаких правил нет. У меня есть "пояс". Это одно из ответвлений старинного японского боевого искусства киокусинкай из направления Ашихара-карате. Эти искусства отличаются только правилами - где-то можно бить в голову, где-то нельзя. Есть контактный, есть бесконтактный.

- У тебя какой?

- У меня контактный.

- То есть ты можешь насмерть?

- Не пробовал.

- И ты прямо каждое утро начинаешь с киокусинкай?

- Да нет. Утром - это просто пятнадцать минут зарядки, как утренний моцион. Я делаю восемь упражнений, которые разработал некий китайский император пять тысяч лет назад, чтобы привести свое войско за двадцать минут в боевое состояние. "Восемь лент парчи". Тебе эти слова ничего не скажут. Не будем углубляться. Некие движения ногами и руками. "Во что веришь, то и есть", Я в это верю, и мне хорошо. Тут нет никакой тайны, секрета, волшебства. Просто я, наверное, во что-то верю.

- А сколько лет твоим детям?

-7, 12, 18. Дочке - 18, остальные - сыновья. Дочь учится в Московском открытом университете, занимается языками, а сыновья учатся в лицее.

- Как ты их воспитываешь?

-Никак. Как их можно воспитать? Не делать в их присутствии плохо. Я не объясняю им, что курение - это вредная привычка. Я просто не курю. Я им задаю вопрос: "Ты видел, чтобы твой отец курил?" - "Нет". - "Зачем тогда тебе это надо?". Все равно не убережешь. Все равно они все попробуют, но по крайней мере у них будет матрица максимально положительного, заданная мной. Дети -это же ответственность, долги и обязанности.

- Это правда, что твоя жена - актриса?

- Правда. Ее зовут Лидия Вележева. Мы с ней вместе играли в фильме "Классик". В бассейне с ней плавали там. Я плавал, целовался и любил свою жену. А потом ее по фильму предал, а она меня попыталась предать, но я ее опередил. Лида играет в Театре имени Вахтангова и воспитывает моих детей.

- Александр Митта остался доволен тобою в "Границе"?

- Я стал в последнее время любить свою профессию. Она ко мне возвращается. Я даже не мог себе представить, что когда-то буду работать с таким мастером, как Митта. Мне очень лестно, что он обо мне сказал, что я его актер и что следующую работу он будет делать со мной и уже пишет на меня сценарий. Нельзя работать без любви. У меня очень мало работ, на которые я пошел только ради денег. Когда у меня ребенок должен был родиться, а жил я в коммуналке, и мне нужно было заплатить за комнату. Мне не нравился сценарий, но я сказал: "Заплатите столько-то, буду работать". И ушел. С полной уверенностью, что никто мне таких денег не заплатит. А они мне позвонили и сказали: "Да, мы согласны". Это было один раз в жизни.

- У тебя в биографии есть очень интересная картина - "Жертва для императора" Розы Орынбасаровой по повести Куприна "Штабс-капитан Рыбников", где ты играешь японского шпиона. Ты - японец? Это как-то чудно.

- Я и сам не ожидал. Меня пробовали на другую роль - русского штабс-капитана. Роза пошла утверждать героев в японское консульство. Японец посмотрел претендентов на японскую разведку, потом для чего-то полистал фотографии актеров, намеченных на роли русских шпионов, вдруг остановился на моем фото и сказал: "Вот это лицо - это полковник японского генерального штаба". С моим-то рязанским или, мягко скажем, европейским типом лица! И достал альбом. А оказывается, их разведчики были или совсем китайского типа - широколицые, с большими скулами, узкими глазами, - или такие, как я. Вот так я был утвержден на роль японского резидента. Очень мною любимый фильм. Тогда был задор, что пленка берет состояния, что нельзя просто пройти, чтобы не вложить в простой проход эмоционального состояния. Мне очень приятно, что монтажер фильма сказала: "Я хочу познакомиться с этим артистом. Он входит в кадр в одном состоянии, а выходит в другом. Я не могу его "разрезать".

- Кого тебе интересно играть?

- Сильные характеры, к которым применимы шекспировские страсти. Ненависть, ярость, неистовость. Как в "Границе", где герой на пятнадцатой минуте фильма загрыз волчицу и заразился волчьей кровью. Я сейчас снимаюсь в фильме "Мусорщик". Это сценарий Юрия Короткова по повести Вани Охлобыстина, снимает Гоша Шенгелия, тоже похожий характер. Притча о счастье. Как достигать это счастье, что за него платить, какой ценой оно достигается. Сейчас, сию минуту или надо подождать, потерпеть. Мой герой понял, что мусор с земли нужно начать убирать с себя.

- Тебе за сорок. У тебя есть ощущение какого-то рубежа? Если тебя не обижает этот вопрос.

- Не хочу подводить никаких итогов. Мне 42 года, и я живу не вчерашним, не будущим - я живу сегодня. Я не знаю, как надо жить, но я знаю точно, как не надо жить. А это гораздо важнее. На вопрос, чего ты хочешь, я могу ответить так: "Я знаю, чего я не хочу".

- Ты заслуженный, народный?

- У меня нет звания.

- Я удивилась, что только недавно Диме Харатьяну дали звание заслуженного артиста России. Не прошло, как говорится, и двадцати лет.

- Этим же надо заниматься. Тебя должен кто-то подать, а чтобы тебя кто-то подал, то надо прийти и сказать, что тебя надо подать. Дима получал года четыре это звание. Ты проходишь многочисленные инстанции. Меня подали года три назад, надо в эти инстанции ходить и говорить: "У вас лежит такой-то артист. Его надо двинуть дальше". И если у твоей бумажки есть ножки, то твоя бумажка двигается. По последним сведениям, я уже восемь месяцев лежу в Администрации Президента. И кто-то меня там не подписывает. Может, он кино не смотрит? Я не знаю. Когда Алексея Германа подавали, ему сказали: "Да зачем вам это звание? Да его отменят". А он ответил: "Вы сначала дайте, а потом отменяйте".

-Неистовый капитан из "Границы". С бельем неверной жены

- Сыновья - Володя и Дмитрий

Наталья Ртищева// Московский комсомолец (Москва).- 14.01.2001.- 007-а.- C.8-9
вернуться к публикациям ]
©2002,Студия Web-дизайна ГлаSир

Ссылки на комерчиские сайты:

Сайт управляется системой uCoz