Домой Обои Фото Кино Публикации Биография Ссылки Почта Гостевая Поиск
ПУБЛИКАЦИИ
ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА

Она появилась как-то вдруг. Не постепенно выплывая из-за горизонта второстепенных ролей, а сразу, озарив пронзительным лучом юности ускользающую жизнь Матиаса Клаузена в одном из лучших спектаклей сегодняшнего БДТ "Перед заходом солнца". Дальше пошел крупный план: "Лес", "Федра", "Таланты и поклонники" и, конечно, нашумевший французский "Жорж Данден". Кино благоволило к ней не меньше, чем театр. После "Апреля" и "Копейки" Саша Куликова, вернее, ее отчаянная героиня Полина, заглянула в "Дневник убийцы", заставив зрителей вместе с ней гадать о случайностях и закономерностях судьбы.

- Снимали в Таганроге, за два месяца двенадцать серий, - рассказывает Саша-Полина. - Время получилось очень насыщенное, ведь я еще летала в Питер играть спектакли. При том, что была дикая усталость и психологические срывы, оставалось ощущение, что это большой подарок. Блестящий сценарий, совершенно нетипичный сериал, ведь их большая часть - жвачка, которая не волнует и не затрагивает главных сущностных моментов в человеке.

- Саша, вы так похожи на Полину, что, если бы не гримерка БДТ, можно подумать, будто идет очередная серия. Она вам действительно близка?

- Она мне понятна и во многом нравится, но, возможно, в каких-то ситуациях я бы поступила иначе. Многие моменты в ее поведении не укладываются в обычную логику. Алексей Гуськов, изучая сценарий, поначалу думал, что там у нас с ним начинается романтическая история, и вдруг наткнулся на сцену, когда его соперник Сергей целует Полину, а та как-то неопределенно на это реагирует. Алексея это просто по-мужски задело, и он оскорбленно говорил: "Я не понимаю, она какая-то странная!" А у меня эта женская неопределенность не вызывала вопросов. Это смятение чувств знакомо любой из нас. Женщина, как бы стабильна ни была ее жизнь, всегда чего-то ждет. И когда вдруг судьба сталкивает с чем-то новым, она удивляется и думает: может, вот это мое, главное? Или оно где-то рядом, идти туда? В одной из первых серий, когда Полина и Лека моют окно, трескается стекло. Все вроде бы шло хорошо: куплена фата, билеты в Испанию. Но в одну секунду Полина осознает, что ничего этого не будет. Этот момент мне настолько понятен, что, дойдя до него в сценарии, я поняла, что это моя роль.

- Могли бы, как собиралась Полина, выйти замуж за человека без любви?

- Исключено. Говорю так определенно, потому что, как многие девушки, прошла через этот выбор и он не был для меня мучительным. Замуж вышла так же, как и пришла в эту профессию, вопреки всему, - именно за того человека, за которого хотела. Это молодой кинорежиссер Илья Хржановский. К сожалению, он живет в Москве. Такой же фанат работы, как и я, поэтому мы друг друга понимаем. Семейная жизнь строится на преодолении пространства. У меня есть спектакли в Москве, так что я довольно часто там бываю.

- Саша, а сами вы верите в какую-то предопределенность?

- Жизнь показывает, что меня все-таки ведет судьба. Потому что было несколько таких перемен, которые ничем другим объяснить нельзя. Я никогда не собиралась быть актрисой. К несказанной радости моих родителей поступила в медицинский и отучилась полгода. Но тут вмешался случай. И институт, и "Ленфильм" находятся на Петроградской стороне. Я прогуливалась после занятий, и меня прямо на улице пригласили на пробы к Виктору Аристову. Пробы не прошла и даже не расстроилась, потому что это было какое-то невероятное приключение. Но оно перевернуло всю жизнь. Я провела на "Ленфильме" всего час. Когда мы читали с партнером текст, меня посетило какое-то невероятное ощущение, сравнимое с влюбленностью. И оно не могло пройти до поздней ночи. Ничего подобного никогда не испытывала. И я уже не задумывалась, есть ли у меня талант, подхожу ли, просто решила: хочу. Конечно, боялась признаться в этом своим родным и знакомым. Родители пытались урезонить. Были ссоры, слезы и полное непонимание моей безумной идеи. Через год попала в несколько вузов и выбрала ВГИК (кино увлекалась давно). Полюбила Москву, родила там сына, вышла замуж и собиралась там остаться. И опять случайный поворот судьбы. Не секрет, что после ВГИКа в театры берут неохотно (своя специфика), поэтому идти на показ очень боялась, К тому же мне казалось, что за год, проведенный с маленьким ребенком, потеряла актерскую форму. В качестве репетиции решила показаться в Питере, в Театре на Литейном и БДТ. И вдруг меня пригласили и туда, и туда, чего уж я никак не ожидала. Причем в БДТ взяли сразу на главную роль, в партнерстве с Лавровым в спектакль Григория Козлова "Перед заходом солнца", В первом же спектакле - опыт работы с актером такого уровня, как Кирилл Юрьевич, на такой сцене, с таким сложным материалом. Как прыжок в холодную воду. Но при этом очень легкая работа, на одном дыхании. Мне очень дорог этот спектакль, жду его и играю с удовольствием. Мне кажется, что он живет и набирает, несмотря на то, что идет уже четвертый год.

- Из той же серии не случайных случайностей: Кирилл Юрьевич упоминал, что вам досталась та самая комната в общежитии БДТ, где когда-то, приехав из киевского театра, жили они с женой.

- Мы там сейчас живем с сыном. Раньше в общежитии были не отдельные квартиры, а коммунальные. И там, где у меня кухня, была комната Смоктуновского, а там, где теперь прихожая, общая кухня. В этом доме чувствую себя прекрасно, к тому же могу выходить за пять минут до начала репетиции.

- Чувствуется особая энергетика?

- Конечно. Очень приятно осознавать, что до тебя здесь жили потрясающие артисты. Но и сам БДТ - такое намоленное место, где творило столько гениев!

- Когда на вас смотришь - что на сцене, что на экране, - не оставляет ощущение какого-то внутреннего излома. Девушка с непростой судьбой, может быть, не самой благополучной.

- Не обязательно пережить какую-то трагедию, чтобы смочь о ней рассказать. Мне кажется, что ощущение катастрофы людям, живущим в этой стране, как бы дано от рождения - может, нашей историей, той болью, которую пережили наши предки и которой питается эта земля не одно столетие. По-моему, не надо жить аккуратно. Надо рискованно, изо всех сил, без тормозов. И моим героиням присуща эта безоглядность, самоотдача, чем они мне близки.

- Вы сами так живете?

- Да, стараюсь. Хотя понимаю, что иногда именно это и может привести к катастрофе.

Сейчас Саша репетирует Нину в лермонтовском "Маскараде", будет играть с Андреем Толубеевым. Утверждена на роль Комиссаржевской в фильме "Александр Блок", который будет сниматься на "Ленфильме".

Марина ПОЛУБАРЬЕВА. // МК в Питере (Санкт-Петербург).- 05.02.2003.- 006.- C.19
вернуться к публикациям ]
©2002,Студия Web-дизайна ГлаSир

Ссылки на комерчиские сайты:

Сайт управляется системой uCoz